ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МБДОУ № 197
«Детский сад комбинированного вида»
на 2016 – 2017 учебный год
Дошкольное детство имеет непреходящее значение в жизни человека, в этот период развитие идёт бурно и стремительно развиваются все стороны психики ребёнка: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности, интенсивно идёт познавательное развитие. Учитывая это, учебный план МБДОУ № 197 ориентирован на:
- Обеспечение оптимальных гигиенических основ образовательного процесса;
- Обеспечение баланса различных видов деятельности детей;
- Регуляцию нагрузки на ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей;
- Соблюдение единства педагогических норм, содержания и методики.
Нормативной базой для составления планирования являются:
- Федеральный Закон № 273 от 26.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.06.2015 г. № 343 «Об утверждении плана мероприятий до 2017 г. по реализации положений Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» п.19;
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ № 197«Детский сад комбинированного вида»;
- Устав МБДОУ № 197«Детский сад комбинированного вида»;
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности.
Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течение недели определены в соответствии с:
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Учебный план МБДОУ № 197 «Детский сад комбинированного вида» является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении с учётом специфики МБДОУ, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной деятельности (занятий).
В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений с учётом возрастных возможностей и индивидуального развития детей.
В плане предложено распределение количества занятий, дающее возможность образовательному учреждению использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.
Обязательная часть учебного плана обеспечивает выполнение основной общеобразовательной программы МБДОУ. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляется образовательным учреждением с учётом видовой принадлежности учреждения, обеспечивает вариативность образования, отражает специфику МБДОУ, позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Обязательная часть реализуется через образовательную деятельность (занятия), часть, формируемая участниками образовательных отношений – через образовательную деятельность (занятия).
В план включены пять образовательных областей, которые обеспечивают развитие и образование детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
- Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
- Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие
- Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
- принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностям воспитанников;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение образовательного процесса с учётом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Так же при его составлении особое внимание было уделено обеспечению оптимальных гигиенических основ образовательного процесса:
- В течение дня предусматривается сбалансированное чередование специально организованной образовательной деятельности, свободного времени и отдыха детей;
- Среди общего времени образовательной деятельности 50% отводится образовательной деятельности, требующей от детей умственного напряжения, остальные 50% составляет образовательная деятельность эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Особое предпочтение отдаётся двигательно-активным формам деятельности детей;
- Для увеличения двигательной активности детей в течение дня во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, точечный массаж и гимнастика для глаз; в групповых помещениях оборудованы спортивные уголки, между занятиями проводятся подвижные игры;
- Перерывы между периодами образовательной деятельности составляют не менее 10 минут, в середине образовательной деятельности статического характера проводятся физминутки;
- Для детей младшего возраста проводится образовательная деятельность в первую и во вторую половину дня. Количество занятий в первой половине дня во второй младшей и средней группах не превышает двух занятий, а в старших и подготовительной группах - трёх занятий;
- В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий дифференцируется в зависимости от возраста ребёнка. Занятия начинают со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста с целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятия.
- Третье физкультурное занятие проводится на воздухе во время прогулки, в дни, когда нет динамических занятий (подвижные игры, эстафеты, спортивные игры);
При построении образовательного процесса устанавливается следующая учебная нагрузка:
- В младшей группе (3 – 4 года) – 2 часа 45 мин.
- В средней группе (4 – 5 лет) – 4 часа.
- В старшей группе (5 – 6 лет) – 6 часов 15 мин.
- В подготовительной группе (6 – 7 лет) – 8 часов 30 мин. в неделю.
- Количество учебных занятий в младшей и средней группах в первой половине дня – до 2-х занятий, в старшей и подготовительных – до 3-х занятий.
- Продолжительность образовательной деятельности:
- младшая группа (3 – 4 года) – не более 15 минут;
- средняя группа (4 – 5 лет) – не более 20 минут;
- старшая группа (5 – 6 лет) – не более 25 минут;
- подготовительные к школе группы (6 – 7 лет) – не более 30 минут.
- Образовательная деятельность по наиболее трудным предметам проводятся только в первую половину дня и сочетаются с физкультурными и музыкальными занятиями;
- Используются интегрированные занятия, которые позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды;
- При регуляции учебной нагрузки на ребёнка большое внимание уделяется детской индивидуальности, учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения;
- В группах компенсирующей направленности (коррекция речи) занятия строятся по принципу интеграции 2-х Программ: основной образовательной Программы ДОУ и адаптированной основной образовательной Программы для дошкольников с нарушениями речи.
- Учебный год в МБДОУ № 197 имеет следующую структуру:
- с 1 сентября по 15 сентября – адаптационный период – время привыкания детей к среде (особенно младшего возраста) и диагностический период;
- с 15 сентября по 25 декабря – учебный период;
- с 26 декабря по 10 января – новогодние каникулы;
- с 11 января по 15 мая – учебный период;
- с 15 мая по 30 мая – итоговый диагностический период, во время которого педагоги выявляют уровень и проблемы развития детей.
|