ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ МБДОУ № 197
«Детский сад комбинированного вида»
на 2014 – 2015учебный год
Дошкольное детство имеет непреходящее значение в жизни человека, в этот период развитие идёт бурно и стремительно. Получают определённое развитие все стороны психики ребёнка: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности, интенсивно идёт познавательное развитие. Учитывая это, учебный план МБДОУ № 197 ориентирован на:
- Обеспечение оптимальных гигиенических основ образовательного процесса;
- Обеспечение баланса различных видов деятельности детей;
- Регуляцию нагрузки на ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей;
- Соблюдение единства педагогических норм, содержания и методики.
Нормативной базой для составления планирования являются:
- Конвенция о правах ребёнка.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1014;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14.11.2013 г. № 30384;
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения № 197 «Детский сад комбинированного вида»;
Нормы и требования к нагрузке детей, а также планирование учебной нагрузки в течении недели определены в соответствии с:
1. Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ
от 14.03.2000 года № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях и
максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
организованных формах обучения»;
2. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
Учебный план составлен на основе основной общеобразовательной Программы МБДОУ № 197 «Детский сад комбинированного вида»,
Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка;
- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельному творчеству;
- максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- творческая организация процесса воспитания и обучения;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные перегрузки в содержании образования дошкольника.
В соответствии с комплексной программой учебный план включает:
- «Физическое воспитание» - предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие детей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
- «Умственное воспитание» - предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности.
- «Приобщение к художественной литературе» - направлено на формирование эстетического восприятия художественных произведений, привитие чуткости к поэтическому слову, любви к книгам.
- «Художественно-эстетическое воспитание» - направлены на воспитание у ребёнка любви к прекрасному, формирование эстетического отношения к природе, окружающему миру, музыкальным произведениям и произведениям изобразительного искусства, обогащение духовного мира детей, приобщение к искусству.
При составлении учебного плана было уделено особое внимание обеспечению оптимальных гигиенических основ образовательного процесса:
- В течение дня предусматривается сбалансированное чередование специально организованной непосредственно образовательной деятельности, свободного времени и отдыха детей;
- Среди общего времени непрерывной непосредственно образовательной деятельности 50% отводится непосредственно образовательной деятельности, требующей от детей умственного напряжения, остальные 50% составляет непосредственно образовательная деятельность эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла. Особое предпочтение отдаётся двигательно-активным формам деятельности детей;
- Для увеличения двигательной активности детей в течение дня во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, точечный массаж и гимнастика для глаз; в групповых помещениях оборудованы спортивные уголки, между занятиями проводятся подвижные игры;
- Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют не менее 10 минут, в середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физминутки;
- Для детей раннего возраста проводится непосредственно образовательная деятельность в первую и во вторую половину дня. Количество занятий в первой половине дня во второй младшей и средней группах не превышает двух занятий, а в старших и подготовительной группах - трёх занятий;
- В разновозрастных группах продолжительность учебных занятий дифференцируется в зависимости от возраста ребёнка. Занятия начинают со старшими детьми, постепенно подключая к занятию детей младшего возраста с целью соблюдения возрастных регламентов продолжительности занятия.
- Третье физкультурное занятие проводится на воздухе во время прогулки, в дни, когда нет динамических занятий (подвижные игры, эстафеты, спортивные игры);
При построении образовательного процесса устанавливается следующая учебная нагрузка:
- В младшей группе (3 – 4 года) – 2 часа 45 мин.
- В средней группе (4 – 5 лет) – 4 часа.
- В старшей группе (5 – 6 лет) – 6 часов 15 мин.
- В подготовительной группе (6 – 7 лет) – 8 часов 30 мин. в неделю.
- Количество учебных занятий в младшей и средней группах в первой половине дня – до 2-х занятий, в старшей и подготовительных – до 3-х занятий.
- Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
- младшая группа (3 – 4 года) – не более 15 минут;
- средняя группа (4 – 5 лет) – не более 20 минут;
- старшая группа (5 – 6 лет) – не более 25 минут;
- подготовительные к школе группы (6 – 7 лет) – не более 30 минут.
- Непосредственно образовательная деятельность по наиболее трудным предметам проводятся только в первую половину дня и сочетаются с физкультурными и музыкальными занятиями;
- Используются интегрированные занятия, которые позволяют гибко реализовывать в режиме дня различные виды;
- При регуляции учебной нагрузки на ребёнка большое внимание уделяется детской индивидуальности, учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения;
- Учебный год в МБДОУ № 197 имеет следующую структуру:
- с 1 сентября по 15 сентября – адаптационный период – время привыкания детей к среде (особенно младшего возраста) и диагностический период;
- с 15 сентября по 25 декабря – учебный период;
- с 26 декабря по 10 января – новогодние каникулы;
- с 11 января по 15 мая – учебный период;
- с 15 мая по 30 мая – итоговый диагностический период, во время которого педагоги выявляют уровень и проблемы развития детей.
|