МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА" №197

Среда, 24.04.2024, 00:37

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS | Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход

Главная » Статьи » Методические разработки

«Оригами как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

Актуальность

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

В.А. Сухомлинский

 

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка с нарушениями речи в дошкольном возрасте? Один из аспектов этой проблемы - развитие мелкой моторики, координация движений пальцев рук и средства, способствующие этому развитию.

Проблемой развития мелкой моторики дошкольного возраста занимались психологи и педагоги. М.М. Кольцова, О.С. Бот, Е.А.  Плутаева, С.А. Прищепа, А.Р. Лурия определили зависимость уровня развития речи от степени сформированности  тонких движений пальцев рук, на основе обследования детей была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук способствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается речевое развитие.

Уровень развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. (М.М. Кольцова) Уже давно было доказано, что не услышав от детей ни одного слова, можно определить, по физическим возможностям пальчиков рук , как у них развита речь. Движение кистей рук и речь человека взаимно связаны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи детей, даже больше чем тренировка общей моторики. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, полноценного развития речи добиться очень трудно.

Японский Камикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных

точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца положительно повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние кишечника, среднего - на желудок, безымянного - на печень и почки, мизинец - на сердце. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшает память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивает координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша, и, конечно же, оригами.

Оригами - японское искусство складывание бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и способствует решению многих педагогических задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на развитие интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка, в том числе и на развитие речи.

Занятия по оригами вносят вклад в психическое развитие детей. Они способствуют развитию пространственных представлений, практическому освоению некоторых представлений, физических закономерностей, познанию свойств бумаги. Дети обладают разнообразными способами практических действий, приобретают так называемую ручную умелость.

      Использование на занятиях художественного слова, музыкальных отрывков создаёт определённые условия, при которых происходит формирование эстетических чувств детей

Итак, приобщая детей к процессу изготовления бумажных фигурок, педагог решает не только проблемы развития мелкой моторики, но и развивает их психические процессы и речь.

Цель: Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами.

Задачи:

  • приобщать детей к мировой культуре;
  •  формировать эстетический вкус;
  •  развивать мелкую моторику рук;
  •  совершенствовать речь детей и психические процессы;
  •  развивать умение анализировать, планировать, создавать конструкции по   образу, заданным условиям, пооперационным картам;
  •  развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;
  •  воспитывать у детей трудолюбие, вызывать желание доводить начатое дело до конца.

 

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ

1.  Учебно-игровая деятельность познавательного цикла;

2.   Совместная деятельность воспитателя и детей;

3.   Самостоятельная деятельность детей;

4.   Индивидуальная работа;

5.   Праздники;

6.   Развлечения;

7.   Работа с родителями.

ВОЗМОЖНОСТИ ОРИГАМИ В РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С

НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Возможности оригами в воспитательном процессе нельзя недооценивать.

Во-первых, это продуктивная деятельность, результат которой ребёнок видит практически сразу, а не по истечении длительного времени.

Во-вторых, результат - полученное изделие - всегда может быть применён в качестве подарка, праздничного украшения помещений, игрушки или дидактического материала.

В-третьих, сам процесс изготовления бумажных фигурок способствует решению многих педагогических задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики.

В специальном изучении нуждается как особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи, так и средства, способствующие развитию.

Систематические занятия оригами с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Оригами как вид художественного ручного труда создает условия пробуждающие творческие возможности человека, умение мыслить смело, оригинально.

Особая актуальность занятий в стиле оригами заключается в том, что овладение детьми рациональными способами складывания бумаги в различных направлениях развивает тактильную чувствительность, способствует формированию ручной умелости, тренирует пальцы и кисти рук, развивает координацию движения, что играет особую роль в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Дети с нарушениями речи нуждаются в специальном развитии мелкой моторики пальцев рук. Эта проблема заставляет ближе подойти к вопросу работы с этой группы детей. Возникает вопрос: как включить работу с бумагой в педагогический процесс?

1.Планирование работы во второй половине дня. Это наиболее благоприятное время для индивидуальной работы с детьми.

2.При обучении детей технике оригами делать акцент на эстетической сущности поделки, а не на формальном копировании образца.

3.Сочетание индивидуальных и коллективных видов деятельности. В коллективных работах создание условий для самореализации каждого ребёнка. Развитие умения выстраивать композицию.

4.Интегрированные формы художественно-творческой деятельности как наиболее оптимальный (например, на занятии по ознакомлению дети изготавливают поделку по типу оригами).

5. Сочетание различных видов изобразительной деятельности на одном занятии (так, дети рисуют цветы, а затем складывают из бумаги бабочку).

6.Создание условий для самостоятельного изготовления поделки (обучению созданию игрушки, поделки по образцу и объяснению).

7.Использование различной по цвету, фактуре и размеру бумаги.

8.Создание обстановки общей увлечённости и творчества.

Возможности оригами в развитии мелкой моторики включают в себя ряд взаимосвязанных элементов: развитие ручной умелости через выполнение предметно-практических действий, изготовление поделок, в процессе чего развивается такие качества, как глазомер, аккуратность, внимание и т.д. идет развитие пространственной ориентировки, в частности, сначала на листе бумаги, а так же относительно себя. Постепенно формируется чувство ритма, а далее развитие графических умений детей в процессе изодеятельности и специальных упражнений. Осязательное восприятие связано с движением рук. Обследование любого предмета проводится двумя руками. При этом в одних  случаях  их  функции  разделяются,   и  в   других   они  действуют синхронно. Детям с нарушениями речи трудно дается узнавание различных поверхностей, и это происходит от того, что взяв предмет в руки, они как бы замирают, не обследуют его, пальцы напряжены или наоборот вялы. Из-за малого практического опыта, им не с чем даже сравнить его. Все это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на развитие речи и формировании предметно - практической деятельности, с чем мы и встречаемся на практике работы. Кроме огромного удовольствия оригами помогает детям с нарушениями речи развивать важные навыки координации движений, концентрации внимания, пробуждает воображение. Здесь они знакомятся с понятиями: размер, форма, цвет и способы измерения поверхности.

Оригами имеет большое значение в развитии не только мелкой моторики, но и творческого воображения детей, их фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операции, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Не  перечислить всех достоинств оригами в развитии детей:

  •  Доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
  •  Абсолютная  безопасность  занятий оригами,  даже для  самых маленьких детей;
  • Через занятия развиваем мелкую моторику, чтобы развивать речь детей;
  •  Оригами не требует больших материальных затрат;
  •  Оригами - коллективное творчество.

 Работая    вместе,    дети    научатся   делать    множество    интересных композиций,   выполнять  оригинальные  поделки,   например,   открытки  к праздникам,   сувениры.  Как  и в  любой игре,  в  оригами удовольствие доставляет и сам процесс изготовление фигурки, и конечно результат.

Оригами стимулирует развитие памяти, глазомера, творческого воображения художественного вкуса, учит концентрации внимания, конструктивности мышления. А также:

  • Развивает у детей уверенность в своих силах и способностях,
  •  Способствует создание игровых ситуаций,
  •  Максимально реализует ситуацию успеха,
  •  Расширяет коммуникативные способности,
  •  Способность комбинировать, чувство формы,
  •  Формирует навыки исполнительского мастерства,
  •  Вырабатывает сложную координацию кисти руки.

Оригами легко знакомит детей с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, диагональ; с геометрическими фигурами -квадрат, треугольник, прямоугольник и т. Д. одновременно, у детей происходит обогащение словаря специальными терминами - линия сгиба, складка, «молния», расплющить, вогнуть во внутрь и другие.

«У детей есть страсть к игре, и её надо удовлетворять. Надо не только дать им время поиграть, но и пропитать этой всю их жизнь», подчёркивал А. Макаренко. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие детей. Часто замысел игры возникает в результате удачно выполненной поделки. Она вызывает в сознание детей различные ассоциации, образы, поделка начинает жить, действовать в игре, условия которой по мере развития требуют создания новых поделок. Таким образом, игра стимулирует интерес детей к изготовлению поделок, организует поиск путей их изображения.

Обыгрывание готовых поделок после занятия рождает интересные сюжеты игры. Поделка превращается в игрушку, в материал для развёртывания действия. Игра способствует развитию диалогической и монологической речи.

Возможность иметь такой интересный и разнообразный игровой материал вызывает у детей желание дополнить уже сделанные поделки, украсить деталями, разрисовать и т.д. дети начинают активно усваивать новые способы изображения предметов, творчески использовать уже знакомые приёмы сгибания и складывания бумаги, видоизменяют облик игрушки её размер (лягушка, лягушонок). Следовательно, условия и содержание игры стимулируют детскую активность, творческую устремлённость на усвоение скрытых возможностей бумаги.

Родителям и воспитателям необходимо больше уделять внимание детям с нарушениями речи: больше общаться, разговаривать, обсуждать с детьми разные вопросы. При любом действии с детьми самое главное - это доброжелательное общение с ними. От взрослого требуется не только дать дошкольнику какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить чувство психологической защищённости, доверия.

Хорошо развитая мелкая моторика пальцев поможет детям и на уроках в школе. Внимание, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижение цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни. В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов раскрыта сущность оригами. Это искусство:

  •  Дисциплинирует;
  •  Воспитывает     усидчивость,     ответственность,     аккуратность,
  •  бережное отношение к предмету и материалу;
  •  Способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность   выразить   эти  чувства  через   сделанные   своими руками подарки;
  • Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Бот, О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] /О.С. Бот// Дефектология - 1983 -№1

2.          Богатеева, Ж.Т. Чудесные поделки из бумаги [Текст]/Ж.Т. Богатеева: книга для воспитателей детского сада и родителей - М.: Просвещение 1992.

3.  Лысюк, О.Л. Обучение технике оригами дошкольников с нарушениями развития [Текст]/ О.Л. Лысюк// Дошкольная педагогика - 2007-.№3

4.          Мазяркина, Е.Е., Тенишева, А.А. Подарок своими руками [Текст] / Е.Е. Мазяркина, А.А. Тенишева // Дошкольная педагогика -2005-№3

5.  Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет [Текст] / Е.Плутаева//Дошкольное воспитание - 2005 - №5

6.  Соколова, СВ. Оригами в дошкольном воспитании [Текст] / СВ. Соколова //Дошкольная педагогика - 2005-№5

7.  Черенкова, Е Простейшие модели оригами [Текст] /Е.Черенкова: азбука развития - М.: дом 21 век РИПОЛ КЛАССИК -2007.

 

Составила:

Старший воспитатель

МБДОУ № 197 «Детский сад комбинированного вида»

Донских Елена Ивановна

Категория: Методические разработки | Добавил: EIY (09.09.2015)
Просмотров: 4391

Меню сайта

Это интересно

Для общения

Форма входа

Актуально

Это важно

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0